Государственный список историко-культурного наследия Вилейского района

 В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены 25 памятников, которые находятся на территории Вилейского района. Из них: 4 – истории; 7 – архитектуры( 5– культовых, 2-садово-паркового искусства ); 13 – археологии; 1- памятник природы.

Ольковичи. Костел Пресвятой Девы Марии

Первая римско-католическая святыня в Ольковичах – небольшая деревянная каплица с образом Найсвятейшей Девы Марии – была поставлена в 1966г. Позже, в 1772г., бискуп Александр Гараин, владелец Олькович, построил на свои средства деревянный костел под титулом Рождения Найсвятейшей Девы Марии.
Во ІІ половине XVIIIв. Ольковичи получили статус самостоятельной парафии. В этот период святыня представляла собой деревянный костел. Но этот комплекс не сохранился.
В  XIXв., как и сегодня, ольковичский приход, в котором насчитывалось более чем 4500 человек, входил в состав Вилейского деканата. Кроме парафиального костела его обслуживали филиальный костел в д.Вязынь в д.Старинки и д.Ободовцы.
О зарождении прихода в Ольковичах местная легенда гласит, что когда здесь еще не жили люди, а шумела листвой ольховая роща, на одном из деревьев была замечена икона Девы Марии. Верующие из ближайших деревень посчитали это место святым, а икону чудотворной. Построили в ольховнике небольшую деревянную капличку, разместив икону в алтаре. В ближайшее время вокруг святыни появились первые дома. Так в ольховнике и возникло поселение, которое получило название Ольховичи. О том, что это не просто легенда, подтверждает и радиальная планировка самой деревни, в центре которой стоит костел, и архивные материалы.
Строительство нового костела из красного кирпича в неоготическом стиле началось в 1897г., и в 1905г. святыня была освящена. Костел представляет собой просторную базилику с высокой башней-звонницей на главном фасаде и 5-гранной апсидой, окруженной по периметру, как и вся святыня, трехступенчатыми контрфорсами. Интерьер поделен на три нефа многослойными колонами и пилястрами, которые несут стрельчатые арки крестовых сводов. На хорах над входом находится орган, украшенный неоготической резьбой. Интересно и то, что проект, по которому строили костел в Ольковичах, был еще не раз реализован в 1908г. в д.Каменка (Щучинский р-н Гродненской области).
У 1950-х гг. костел в Ольковичах был закрыт и приспособлен под зернохранилище. В 1989г., включен до этого времени в ранг памятников архитектуры, костел вернули верующим, и сразу же началась реставрация святыни. Костел действует и сегодня.    

Камено. «Воротишин крест»

Геологический памятник природы представляет собой глыбу, сложенную среднезернистым розовым гранитом с включением кристаллов серовато-голубоватого кварца. Длина валуна составляет 3,7м, ширина – 3,5м, высота – 2,1м. Длина по периметру 10,4м, объем – 14,4м, вес – 38,2т. Принесен сожским ледником 220-150 тыс. лет назад с территории юго-западной Финляндии. При транспортировке валун длительное время находился в активной зоне ледника, где приобрел колоколовидную форму со сглаженной, почти отполированной поверхностью. На вершине валуна сохранились 2 искусственных углубления полусферической формы, а на северной боковой поверхности – ряд древних знаков (крест, остатки букв), высеченных на поверхности валуна в XII веке. На камне высечен восьмигранный крест и надписи “ІС ХС”, “НИКА”, “Воротишин хръстъ” считают что мастер Воротиша высек эти знаки. Также имеются следы значительно поврежденной нерасшифрованной надписи. Относится к так называемым «Борисовым камням» - памятник эпиграфики. Выявил в конце XIXв. К.П.Тышкевич, обследовали А.П.Сапунов и Е.Р.Романов. 



Костеневичи. Костел иезуитов с брамой и оградой. 1763 год

Католическая жизнь пришла сюда в 1652г., когда Павел Лесковский, владелец этих мест, описал Костеневичи виленскому коллегиуму иезуитов и тут была основана миссия ордена. Первый парафиальный костел, построенный в 1662г. А в 1763г. на его месте был возведен каменный костел в честь Непорочного Зачатия Девы Марии.
Признанная памятником архитектуры в стиле позднего барокко, относительно небольшая в размерах, святыня представляет собой тип прямоугольного в плане костела. Главный фасад завершен фронтоном барочного типа с валютами. В интерьере под дощатым коробчатым потолком пол выложен разноцветной мозаикой. В барочном алтаре, в окружении 6 колон ионического ордера, что поддерживают многослойный карниз, в  XVIIв. находилась чудесная икона Найсвятейшей Девы Марии, около нее в облаках плавали 6 ангелов (один из них держал в руках серебряную лилию). Композицию завершало изображение Святого Духа. Икона была помещена в серебряную раму, корону Богородицы украшали драгоценные камни. К сожалению, оригинальное убранство алтаря не сохранилось.
После 1773г., когда орден иезуитов прекратил своё существование, Костеневичи перешли к жмудскуму бискупу Александру Гораину, а костел передали белому духовенству. Сегодня действующий костел.         

Вилейка. Крестовоздвиженский костел

В марте 1905г. Николай II объявил свободу вероисповедания. Этим он отменил привилегированное положение православия. Все религиозные культы становились равными перед законом. Католики Вилейки всё сильнее стали требовать строительства нового костела. Разрешение на возведение храма было дано Министерством внутренних дел в ноябре 1906г. в соответствии с Высочайшим Указом Правительствующего Сената от 17 апреля 1905г., после нескольких ходатайств местной католической общины. С помещиков-католиков была взята подписка о том, что необходимые средства в сумме 30 000 рублей они соберут путем добровольного в течении нескольких лет обложения по три копейки с каждой десятины принадлежащей им земли. Внутреннее оборудование здания примет на себя помещик Александр Иванович Любанский, который пожертвовал участок своей земли для строительства римско-католического костела. 21 июля 1907 г. состоялось освящение углового камня под новый костел. Автором проекта и главным руководителем строительства до 1912г. был архитектор А.Клейн. В 1912 г. строительство продолжил Н.Филиппович-Дубовик, архитектор из Вильно. 9 сентября 1913г. храм был освящен.
Костел представляет собой трехнефную базилику с развитым трансептом и высокой 4-гранной башней со стороны главного фасада. Имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. Объемы усложнены готическими (ступенчатыми) контрфорсами, «подрезкой» невысоким рустованным цоколем из обтёсанного камня. Доминантой композиции является башня, 4 стороны которой завершены треугольными щитами с круглыми и стрельчатыми оконными проемами, углы фланкированы маленькими игольчатыми башенками. Пятигранная апсида прорезана полуциркульными оконными проемами. Торцы ответвления трансепта завершены высокими треугольными фронтонами со стрельчатыми нишами и сдвоенными оконными проемами. Портал выделен многослойными арочками. Внутри костел расписан под мозаичные арабески. Высота храма 48 м. Это памятник архитектуры неоготики.
Но за время существования очень мало использовался по своему прямому предназначению. Он был закрыт во время Первой мировой войны, когда в прифронтовой Вилейке стояли русские войска. Возможно, такая же судьба у него была и во время Второй мировой войны.
С 1946 г. костел был закрыт, использовался как склад под различную продукцию. В  1978 г. по проекту архитектора Л.Павловой храм реставрирован. 16 октября 1988г. в нем был торжественно открыт Дом искусств имени Н.Ю.Силивановича. В 1990г. святыню вернули верующим католикам. В 1991 г. началось строительство главного алтаря. Из Латвии были привезены 3 статуи по 2 метра высотой каждая: Божией Матери, св. Франциска и св. Антония, которые были размещены в боковых алтарях. В 1991 г. состоялось возвращение иконы Божьей Матери Милосердия (Остробрамской) из Костеневичского костела. Были установлены витражи, которые выполнили в г. Минске: св. Петра, св. Павла, св. Эдмунда, св. Тадеуша, св. Вероники и другие. Руками художника Эдуарда Матюшонка была обновлена фреска «Несение креста» на южном фасаде костела. Ее закрашивали красками, обливали кислотой, но изображение Христа проявлялось. В 1993 г. приобретен электрический орган. В храме редчайшая акустика – 4 секунды вибрата.

Ручица. Останки бывшей усадьбы Огинских. Вторая половина XVIII века

Усадьба известна с 1501г. В XVIв. Ганута принадлежала князьям Гольшанским. Хозяева менялись довольно часто. С 1501 по 1599г., согласно разным материалам (духовные завещания, судебные решения, залоговые акты, уполномочия), свидетельствующим о переходе прав на собственность, имением, кроме Гольшанских, владели Пацы, Сангушки, Славенские, Зеновичи. В 1723г. Ганутой вместе с Беницей, Молодечно и Городилово владел Казимир Котелл. По-видимому, в этом же году в качестве приданого дочери Розалии усадьба отошла Казимиру Игнатию Огинскому. Поскольку потомков у него не было, Ганута вместе с Молодечно в 1738 г. перешла брату Казимира трокскому воеводе, писарю великому литовскому Тадеушу Франтишку Огинскому, который женился сначала на Изабелле Радзивилл, а затем на Ядвиге Залусской. Князь Тадеуш Франтишек был сыном Марциана Михала Огинского, мечника литовского, витебского каштеляна, а затем воеводы, который играл заметную роль в политической жизни ВКЛ, опекал искусство. После смерти Франтишка в 1784г. был составлен реестр предметов бывшего владельца (столовое серебро, художественная мебель, картины, бронзовые изделия, семейные портреты и др.), которые перешли сыновьям Ксаверию и Андрею. Ядвига получила право на владения Ганутой, которую сдавала в аренду.
Согласно архивным материалам, усадьбу арендовали Ксаверий и Михал Огинские, Игнатий Жаба. Видимо, только после смерти Ядвиги Ганута перешла в полную собственность младшему сыну Тадеуша и Ядвиги Ксаверию. Старший сын князя Тадеуша и Изабеллы Радзивилл Андрей, каштелян и воевода трокский, был послом в Петербурге, Вене и Берлине. В 1817 г. его дочь Юзефа Лопатинская отказалась от владения в пользу младшего брата – Михала Клеофаса Огинского, известного дипломата и композитора. После раздела его имений в 1832 г. Ганута вновь перешла к Юзефе. В последующее время усадьбой владели Ржевуские, затем Тадеуш Воллович и его сын Юрий.
Создателем Гануты является князь Тадеуш Огинский. Он, как и отец, принимал активное участие в политической жизни страны, интересовался литературой, собрал большую библиотеку, которая в 1919г. вошла в состав Центральной государственной библиотеки в Ковно. Ему отошли также многочисленные имения отца на Витебщине, но больше всего его привлекали Молодечно и Ганута. Подробных сведений о ее строительстве не имеется. Видимо, ее строил как летнюю резиденцию князя приглашенный из Вильно именитый итальянский архитектор Абрахам Гену. Автором проекта является архитектор, известный астроном, профессор Виленского университета Томаш Жабровский.
Одно время он преподавал в Полоцком коллегиуме и обычно работал вместе с А.Гену. Афтанази приводит также имя третьего архитектора Гануты – Я.Х.Кнакфуса.
Резиденция Огинских строилась в стиле позднего барокко с использованием форм рококо. Усадебный дом не сохранился. Согласно описанию, дом был компактным, прямоугольным в плане, с алькежами, имел мансардную крышу с заломками, которую украшали ажурно отделенные слуховые окна летних комнат. Фасады были подобными. Каждый из них выделялся двухэтажным центральным ризалитом, который объединял этаж здания с мансардой. Ризалит завершался фронтоном, имел декоративные пилястры, фигурный балкон с кованными перилами. Пластику фасада формировали также боковые ризалиты, волнистые контуры главного входного портала, рустика углов, лепные наличники окон.
Парадная часть усадьбы воплощала общие черты ансамбля. Она имела симметрично-осевое построение. На одной оси и усадебным домом находилась въездная парадная брама с двумя боковыми калитками и железными декоративными воротами. Пространство между усадебным домом и брамой занимал большой партер, сформированный на манер французских салонов как продолжение бального зала дворца под открытым небом.
В 1870 г. на противоположном берегу на противоположном берегу водоема построено в псевдорусском стиле здание Успенской церкви – однонефное, со звонницей над притвором. Церковь после разрушения дома стала основной архитектурной доминантой Гануты.

Ручицкая Свято-Успенская церковь, памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Построена в 1868 году из кирпича. Храм канонической 4-частной объемно-пространственной композиции: 3-ярусная  шатровая колокольня, квадратная трапезная, кубовидный основной объем, 5-граная апсида с небольшими боковыми ризницами. Высокий граненый шатер колокольни завершен маковкой и опоясан в основании поясом кокошников. Четырехскатная крыша основного объема завершена луковичным куполом на 8-гранном барабане. В 2003 году произведен ремонт церкви. Ныне храм действует.
Об истории Гануты напоминают две сохранившиеся каплички, построенные в имении за пределами парка в позднебарочных формах с элементами рококо по проекту А.Гену. Сооружения одинаковы: центричные четырехгранные башни, высокие круглые в плане стены которых завершаются фигурными шлемоподобными куполами, поддерживаемыми угловыми пилястрами. На граненых постаментах были установлены деревянные скульптуры Богоматери. Лучковые проемы, детали архитектурной обработки (волюты, карнизы, креповка, купол) придают сооружениям воздушную легкость и архитектурно-художественную выразительность. Облик капличек-близнецов помогает представить также изысканные архитектурные формы усадебного дома.
Каплички служили акцентами перспектив, визуально подчеркивая композиционную завершенность усадьбы. Теперь они стоят, как верные стражи, на подступах к былой усадьбе: одна – у реки около подъездной дороги, другая – среди поля перед кладбищем.

Стайки. Останки бывшей усадьбы «Двор Стайки». Вторая половина XVIII-XIX век

В I половине XVIII в. усадьба принадлежала Богдановичам герба «Богория». Первым владельцем был Северин Богданович-Дворецкий. Во II половине XVIII в. Усадьбой владел его внук Тадеуш, от которого владения перешли сыну Игнатию, затем – его внуку. В конце XIX в. владельцем был Ян, затем его сын ротмистр Михаил Богданович.
Строилась усадьба на приподнятой живописной местности среди поля в XVIII в. Тадеушем Богдановичем в стиле барокко. В конце века был возведен новый усадебный дом в стиле классицизма. Белое деревянное оштукатуренное здание было одноэтажным, стояло на высоком фундаменте. Парадный фасад был выделен четырехколонным тосканским портиком с фронтоном, в поле которого был размещен родовой герб. В доме имелось много фамильных ценностей: портреты, иконы, художественные полотна, слуцкие пояса, серебряные подсвечники и др. В доме в 1812г. останавливался Наполеон. Позже к усадебному дому пристроили правое крыло, а парк перепланировали в пейзажный. До начала XX в. сложилась усадьба, которая включала усадебный дом, парк, водную систему, двое въездных ворот, беседку, винокурню, конюшню и другие хозяйственные постройки.   
На сегодняшний день усадьба включает фрагменты парка, водной системы, винокурню, хозяйственные постройки.
Винокурня построена в эклектических формах. Здание имеет типичную 3-х объемную структуру. Стены из колотого бутового камня. Фасад среднего зала имеет выразительное членение высокими оконными проемами и входными дверями.   

 
 
© 2008 Вилейский районный
исполнительный комитет
Разработка БЕЛТА
Информационно-техническая поддержка УП «Минская волна»