Вопросы социального и пенсионного обеспечения
  При наступлении каких жизненных ситуаций можно получить государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия?
 

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудной жизненной ситуации, является открытым.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

 

Каков порядок зачисления на социальное обслуживание на дому?

 

Для зачисления на социальное обслуживание на дому необходимо письменно обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (далее – центр) по месту фактического проживания, представив: документ, удостоверяющий личность; документ установленного образца о праве на льготы; медицинскую справку о состоянии здоровья гражданина.

Работники центра в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций: сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения; справку о месте жительства и составе семьи; сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается в течение пяти рабочих дней после получения необходимых документов (сведений).

 

 

Я одна воспитываю ребенка. Отцовство установлено, но отношений с отцом ребенка давно не поддерживаю. Когда я обратилась за ежемесячным социальным пособием, мне сказали, что я должна обратиться в суд за взысканием алиментов на ребенка, а затем за помощью. Подскажите, правомерно ли это?

 

Действительно, с 1 января 2014 года в законодательство по государственной адресной социальной помощи внесены изменения и дополнения, в том числе дополнены условия предоставления ежемесячного социального пособия.

Так, с 1 января 2014 года такое пособие не предоставляется семьям, в которых родитель не реализовал свое право на получение в соответствии с законодательством алиментов. В соответствии со статьей 91 Кодекса о браке и семье родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке. 

Таким образом, прежде чем обратиться за государственной адресной социальной помощью в виде ежемесячного социального пособия, родитель, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, обязан предпринять меры по привлечению к содержанию детей другого родителя. 

 

Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

 

Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией: в период с 2017 года по 2022 год ежегодно с 1 января пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев.

 

Какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?

 

Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов. 

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие. 

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам - 65 лет.

 

Будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?

 

Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников - 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.

При уплате взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной проиндексированной заработной платы стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Для того, чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу можно обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

 

 

 

 
 
© 2008 Вилейский районный
исполнительный комитет
Разработка БЕЛТА
Информационно-техническая поддержка УП «Минская волна»