Предпринимательство

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Устойчивое социально-экономическое развитие страны во многом зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Данный сектор экономики является достаточно мобильным и может сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.

Вопросы активизации в Беларуси деловой инициативы находятся под постоянным контролем Президента А.Г.Лукашенко.

Глава государства 21 апреля 2017 г. в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь особо отметил: ”Надо для бизнеса сделать столько, сколько надо. Чтобы он мог функционировать, чтобы он мог открыть дело, работать без оглядки и понимать, что никто незаконно к нему не придет и не начнет выколачивать из него взятки… Главное право человека – на труд и достойную заработную плату. И это право человека мы должны обеспечить“.

 

В Республике Беларусь любой желающий может свободно заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а по некоторым видам, которые до недавнего времени были предпринимательской деятельностью, и без регистрации.

Сектор малого предпринимательства обеспечивает занятость населения и  сосредоточен в сферах услуг населению (по итогам 2016 года – 73% от общего количества микро- и малых организаций, в том числе в сфере торговли – 37%). Таким образом, имеет место отраслевая концентрация малых предприятий.

В сфере индивидуального предпринимательства складывается аналогичная ситуация (в сфере услуг заняты около 85% индивидуальных предпринимателей).

Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние предприятия в бóльшей степени представлены в сфере производства (около 68% таких организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства).

По итогам 2016 года численность занятых в микро-, малых и средних организациях, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц составила 1 319,4 тыс. человек и увеличилась, по сравнению с 2015 годом, на  10,3 тыс. человек, или на 0,8% (2015 год – 1 309,1 тыс. человек).

По данным МНС в Республике Беларусь, количество микро-, малых и средних организаций на 1 сентября 2017 г. составило 111,6 тыс. единиц, из которых зарегистрировано в Вилейском районе 1572 субъекта малого и среднего бизнеса.

На 1 сентября 2017 г. в республике осуществляли деятельность 234,5 тыс. индивидуальных предпринимателей (в районе - 741 индивидуальный предприниматель).

Индивидуальные предприниматели не только работают сами, но и создают новые рабочие места в сегодняшнее непростое время.

Численность привлекаемых индивидуальными предпринимателями наемных лиц составила: за январь – июнь 2017 г. – 48,3 тыс. человек.

В Вилейском районе индивидуальными предпринимателями привлечено 193 наемных лица.

Удельный вес занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц) от общей численности занятых в экономике по итогам 2016 года составил 29,9%.

По данным МНС, доля платежей от  субъектов малого и среднего предпринимательства (без ИП) в  общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, составила:

  • за 2016 год – 28,8% от общих поступлений;
  • за январь – август 2017 г. – 29,8% от общих поступлений.

В Вилейском районе за январь-сентябрь 2017 г. доля поступивших платежей в бюджет составила 30,1 % от общих поступлений. 

Доля платежей от индивидуальных предпринимателей в  общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, составила:

  • за 2016 год – 2,1% от общих поступлений;
  • за январь – август 2017 г. – 2,2% от общих поступлений.

В Вилейском районе за январь-сентябрь 2017 г. доля поступивших платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей составила 4%. 

В целях развития малого бизнеса создана упрощенная система налогообложения (далее – УСН), для которой установлены одни из самых низких ставок на территории  Евразийского экономического союза. УСН привлекательна простотой исчисления, возможностью не вести бухгалтерский учет, низкими налоговыми ставками (с 2013 года ставка налога при УСН равна 5% для организаций, не уплачивающих НДС, и 3% – для плательщиков НДС).

Для индивидуальных предпринимателей также действует  специальный режим налогообложения в виде уплаты единого налога в фиксированной сумме.

Сельхозпроизводителям Республики Беларусь предоставлена возможность применения льготного режима налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 1%.

Предусмотрены специальные режимы налогообложения для лиц, занимающихся ремесленной деятельностью,  оказанием услуг в сфере агроэкотуризма. При их применении не требуется регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательства, не предусмотрено ведение налогового учета, порядок уплаты налогов (сборов) понятен и прост.

Серьезные налоговые стимулы предусмотрены для развития производств и рынка услуг в сельской местности, малых и средних городах. Так, субъекты хозяйствования в течение семи календарных лет со дня их создания освобождаются от исчисления и уплаты основных налогов (налог на прибыль, подоходный  налог от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налог на недвижимость). Областным Советам депутатов Декрет № 6 предписывает установление для индивидуальных предпринимателей понижающих коэффициентов в размере не более 0,5 к ставкам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Данные нормы содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6)

На 1 января 2017 г. нормы Декрета № 6 применяли
2,2 тыс. плательщиков, что составляет 0,5% от всех плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах (Льготами Декрета №6 в Вилейском районе воспользовались 6 предприятий частной формы собственности на общую сумму 255,3 тыс. рублей).

 

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание, бытовые услуги населению и на территории малых городских поселений общественное питание, бытовые услуги населению, на пять лет (с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.) предоставлены:

  • пониженные ставки по налогу на прибыль (для юридических лиц) и по подоходному налогу с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) в размере 6%;
  • для индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога ставку в размере 1 базовой величины в месяц;
  • освобождение оборотов от НДС;
  • освобождение от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и используемые под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Данные нормы предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 ”О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания“.

Для вовлечения в экономическую деятельность граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность приняты:

Указ Президента Республики Беларусь от 21 сентября 2017 г.  № 337 ”О регулировании деятельности физических лиц“ (далее – Указ № 337),

Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 ”Об осуществлении физическими лицами  ремесленной деятельности“ (далее – Указ № 364),

Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 ”О развитии агроэкотуризма“ (далее – Указ № 365).

 

В которых расширен перечень видов деятельности (на 12 позиций) с уплатой только единого налога без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей; предусмотрены  дополнительные условия для развития ремесленной деятельности;

Справочно:

Численность ремесленников составляла:

в 2005 году – 234 человека;

в 2010 году – 4 319;

в 2015 году  – 17 660;

в 2016 году – 23 359.

В настоящее время в Вилейском районе зарегистрировано 129 ремесленников.

При этом более 75% ремесленников сосредоточено в регионах, где по ряду причин уровень безработицы выше, чем в столице, что способствует снятию социальной напряженности и обеспечению самозанятости населения в регионах.

Также вышеперечисленными Указами предоставлены новые условия для деятельности в сфере агроэкотуризма

Справочно:

Деятельность в сфере агроэкотуризма осуществляли в Республике:

в 2006 году – 28 физических лиц – субъектов агроэкотуризма;

в 2010 году – 1 210;

в 2015 году – 1 561;

в 2016 году – 1 769;

В настоящее время в Вилейском районе зарегистрировано 19 субъектов хозяйствования, заминающихся ремесленной деятельностью..

 

Развивается электронное взаимодействие с плательщиками.

Сегодня электронное взаимодействие с налоговыми органами через Личный кабинет плательщика осуществляют 214,3 тыс.  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 32 тыс. физических лиц. Для сравнения: в 2016 году электронным сервисом пользовались 79,2 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 14,6 тыс. физических лиц.

До конца 2017 года Личный кабинет плательщика дополнится новыми видами электронных документов, которыми будут обмениваться  плательщики и налоговые органы. Кроме того, появятся электронные сервисы ”Создай свой бизнес“, ”Налогообложение физических лиц и ответы на актуальные вопросы“, ”Форум налоговых органов“ и мобильное приложение для работы с Личным кабинетом.

 

В целях активизации диалога бизнеса и государства принят ряд законодательных актов, в которых предусмотрены обновление состава Совета по развитию предпринимательства и повышение его роли в регулировании экономической деятельности за счет наделения рядом дополнительных полномочий.

Члены Совета смогут участвовать в работе общественно-консультативных советов по развитию предпринимательства, созданных при республиканских органах государственного управления и иных организациях, подчиненных Правительству, местных органах власти. Практика показывает, что именно на таких площадках путем дискуссий и обмена мнениями вырабатываются, а потом и принимаются наиболее эффективные решения по регулированию бизнес-сферы.

В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Справочно:

На 1 сентября 2017 г. в стране действовали 94 центра поддержки бизнеса и 23 инкубатора (в Брестской области –
9 центров, 2 инкубатора; Витебской – 6 центров, 2 инкубатора; Гомельской – 8 центров, 2 инкубатора; Гродненской – 21 центр; Минской – 13 центров, 4 инкубатора; Могилевской – 10 центров,
5 инкубаторов; г.Минске – 27 центров, 8 инкубаторов).

 В 2010 году в Вилейском районе на базе УО «Вилейский государственный колледж» создан Центр поддержки предпринимательства.

Деятельность центров направлена на оказание субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело, информационных и консультационных услуг по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участии в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проведению маркетинговых исследований и др.

 

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

Белорусским фондом финансовой поддержки предпри-нимателей (далее – БФФПП):

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе (займы);
  • имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

 

облисполкомами и Минским горисполкомом:

  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
  • субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

 

банками Республики Беларусь

  • льготных кредитов (в том числе микрокредитов) за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки МСП и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

 

В августе 2014 г. в республике стартовала новая программа финансовой поддержки МСП, инициированная и разработанная Банком развития.

Справочно:

В январе – июне 2017 г. Банк развития профинансировал
265 инвестиционных проектов. В 2017 году общий объем депозитов, размещенных в банки-партнеры, составил 32,1 млн. руб.

В нашей стране планомерно проводятся реформы в целях динамичного и устойчивого развития предпринимательского сектора экономики.

Справочно:

Как свидетельствуют результаты республиканского опроса, проведенного в сентябре 2017 г., подавляющее большинство граждан, указывающих на необходимость экономических перемен в стране (80,5%), подчеркивают важность изменения условий ведения бизнеса, предоставления большей свободы предпринимателям.

11. Заявление о приостановление деятельности ИП

Электронная регистрация

-Согласование наименования юридического лица
-Порядок электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
-Онлайн заполнение заявлений и уведомлений по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования
-Получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством веб-портала

Электронное декларирование:
-
Памятка для индивидуальных предпринимателей
-Памятка для юридических лиц

ГИР "Единый государственный реестр сведений о банкротстве"

Нормативные документы

Конкурс инвестиционных проектов

 
 
© 2008 Вилейский районный
исполнительный комитет
Разработка БЕЛТА
Информационно-техническая поддержка УП «Минская волна»